Копирайтинг — качественнее, быстрее: приёмы редактирования своих текстов

Делюсь личным опытом

Копирайтинг: редактирование текстовИзвестный факт: в другой среде один и тот же контент воспринимается по-другому — картина в другой рамке, текст в другом формате, спектакль на другой сцене и т.д. Что это значит для копирайтинга? Ниже — как я использую этот приём для качественного и быстрого редактирования собственных текстов.

Да, если есть редактор или коллега, вычитывающий твою писанину, — отлично. Но очень часто его нет, и ты сам отвечаешь за конечное качество своей работы.

По себе заметил, что я легко нахожу недочёты в чужих текстах, но в своё время с трудом получалось вычищать собственные, когда работал только в Ворде. Постоянно проходил по написанному ещё и ещё — и каждый раз находил грамматические, стилистические и даже логические огрехи — порой существенные. И такое редактирование могло длиться до бесконечности. В Ворде глаз реально замыливается, перестаёт видеть текст.

В итоге нашёл-таки подходы к решению проблемы и отработал хорошую методику редактирования. По крайней мере, меня она вполне устраивает, и она такая:

Если есть возможность, — вычитываю материал на сайте, то есть в конечном виде. И в этом случае большую роль играет общий формат контента: стиль, цвет и размер шрифта, межстрочные интервалы, картинки, обвеска, общий дизайн веб-страницы и проч. В этой новой среде материал воспринимается уже совершенно по-иному, и многие его недочёты уже хорошо видны — причём, что называется, по месту.

Если же нельзя просмотреть текст на конечной площадке, перевожу его в PDF и перечитываю уже в этом формате. Это, кстати, может быть даже удобнее и быстрее, чем редактировать онлайн, то есть в конечном виде. В PDFе можно выделить цветом все косячные участки, а затем вывести на экран друг под другом PDF- и Word-файлы, пройтись по ним параллельно и быстро внести соответствующие правки в вордовский вариант. Конечный текст уже залить на сайт или отдать заказчику. Такой приём особенно хорош при написании лонгридов, например статей.

Пробовал также вычитывать в режиме чтения Word. Но именно PDF-формат оказался самым подходящим. Текст в нём психологически воспринимается как книжный, и глаз реагирует на него уже совершенно по-другому: гораздо лучше видит, словно материал написан другим автором, да ещё и напечатан в типографии.

Конечно, увидеть все огрехи с первого раза не удаётся и в PDFе. Поэтому процедуру PDF-вычитки с внесением изменений в вордовский файл тоже приходится повторять. Это нормально. Но в итоге общее редактирование при таком подходе у меня идёт реально качественнее и быстрее, так как суммарных правок существенно меньше.

Ранее поделился этой идеей в одной из групп в ВК. Некоторые коллеги ответили, что тоже используют подобный способ — также или чуть по-иному. Например, перечитывают текст в Google Docs или на смартфоне. Или меняют размер шрифта в том же вордовском файле. Не суть. Основной смысл — поменять формат текста. Мне для этого удобнее использовать PDF.

Объёмный копирайтингНу а если я работаю по серии, например пишу сразу несколько статей или делаю тексты на несколько страниц сайта, то тут я использую дополнительный приём — тоже итерационный. Один-два раза вычитываю каждый материал в PDFе и перехожу к следующему. И так по всей серии. Потом цикл повторяется, начиная с первого материала, к которому возвращаешься, по сути, уже свежим взглядом.

При такой работе мне обычно хватает двух проходов по серии. Если восприятие притупилось, а нужно срочно, или материалы объёмные, — могу сделать ещё парочку проходов — иногда выборочно по отдельным текстам. Но это уже, так сказать, форсированный режим добавочного самоконтроля — нередко ночной.

Но всё равно в итоге получается опять же качественнее и быстрее, чем сразу доводить до кондиции каждый текст — даже с PDFом. Тут суть в том, что без потери общего времени мозг успевает отдохнуть от конкретного материала и, соответственно, лучше его видит при повторном чтении — в следующем цикле.

Ну и, конечно, давно известно: перед финальным запуском материала следует сделать хороший перерыв. Минимум — ночь, а лучше — 1–3 дня. После этого пройтись по тексту (или серии) ещё разок и потом уж запускать. В этом случае я 100%-но опять встречаю и правлю огрехи — иногда опять приличные.

Понятно, что с заказчиками сроки часто горят. Но дать отлежаться тексту хотя бы ночку по-любому нужно. Ну а если не горит — если вы пишите, например, собственный пост, — то тут уж сам Бог велел сделать паузу перед релизом вашего творения.

Хотя, понятно, что ручки-то чешутся, чешутся выложить сразу! Ну тогда надо похлопать в ладоши — и чесаться перестанут. Просто надо помнить, что 1–3 дня не срок, если контент задуман работать несколько месяцев — например, на сайте, и его прочтут тысячи людей.

Этот важный момент можно донести и до сознания заказчика, если он скоротребовательный. Понятно, что быстрый контент — например, для контекстной рекламы, небольшой пост в соцсеть и т.п. — готовится тоже быстро. В день можно наклепать 10–20, а то и больше таких текстиков. Но более-менее серьёзный материал требует и соответствующего, более вдумчивого и размеренного подхода. С одной публикацией или лендингом можно провозиться прилично, если материал сложный, объёмный, к нему предъявляются высокие требования, и у него соответствующая стоимость. Так что копирайтинг — это далеко не всегда влёт.

И при всём оффлайн-редактировании, я всё равно смотрю и, если надо, опять правлю итоговый контент. На своём сайте, а также в своих презентациях (общая, отраслевая) и прочих материалах — обязательно. У заказчика — тоже, если есть возможность. У меня это называется сопровождение контента (см. здесь).

Но в целом с описанными выше приёмами оффлайн- и комбинированного оффлан/онлайн-редактирования у меня получается копирайтить (а также дизайнить) достаточно качественно и продуктивно. Попробуйте.

--
Автор: Лаборыч — копирайтинг для вас
Дата: 07.03.2019
Связаться

Поделиться: