Сколько реально стоит копирайтинг?

Приемлемые оценки

Не так давно получилась хайповая статья. Случайно. Хайпить даже не думал, а просто поделился инфой (ссылка дана в конце). Но вышел даже не хайп, а целый ор.

В ней практикующие зарубежные эксперты отвечают новичку на вопрос о начальной ставке в копирайтинге. Новичок нарисовал $25 за 750 слов и спросил, можно ли с этого начинать. На дату публикации это составляло примерно 425 руб. за 1000 знаков без пробелов (зн.б.пр.).

Степень гнева экспертов не имела границ, и отвечали они новичку все, как один — очень жёстко. Не имела границ и степень гнева аудитории группы, в которой я сделал данную публикацию (репост статьи со своего сайта). Гнев уже был в мой адрес, хотя я только переводчик. Ну это не проблема, и не в этом суть.

Суть же в том, что задался я вопросом: а каковы же адекватные цены на копирайтинг? — за рубежом и в России с учётом экономических реалий стран? Понятно, что у них — это у них, а у нас — это у нас.

По Рунету цены мне известны. Но я также знаю, что диапазон их огромен — от 20 до 3000 руб. за 1000 зн.б.пр. (ну, как-то так).

Но какую ставку можно считать именно адекватной и для какого уровня копирайтера?

Что говорят у нас, я в курсе. И на своей практике я тоже в целом знаю домашние спрос и предложения. Однако меня всегда терзали смутные сомнения, что ставки на нашем рынке сильно занижены. И решил я посмотреть, что же творится не только у нас. Привык я так.

Короче, озадачился я и пошёл искать инфу. И нашёл. Для начала здесь.

Не буду приводить всё, там написанное, но тамошние копирайтеры рисуют такие деньги, что мама не горюй, хотя некоторые дают и вполне умеренные цифры. В общем, среди всего я нашёл то, что ближе всего к нам — копирайтера из Румынии. Ближе в смысле экономического положения стран. Какой смысл сравнивать с тем, что, например, в США?

Вот, что товарищ пишет, отвечая на общий вопрос, сколько зарабатывают копирайтеры (дополнительно я привожу и пересчёт в рублях):

«Я румынский копирайтер, работающий на румынском рынке. Так что я скажу, что у нас.

До 2008 года копирайтерам и арт-директорам здесь хорошо платили. По румынским меркам с доходом в 2000-5000 евро в месяц ты жил, как король.

Но затем наступил кризис, и первое, что сделали компании, — это урезали рекламный бюджет до 30-40%. Соответственно, доходы копирайтеров и прочих рекламистов упали примерно до того же уровня. Это, в свою очередь, привело к снижению качества рекламных материалов и трудностям в отношениях между исполнителями и заказчиками.

Сейчас здесь очень хороший копирайтер зарабатывает примерно 1500-2000 евро в мес. (~115000–150000 руб.). Новичок — 300 евро / мес. (~23000 руб.).

Что касается других стран, то для центральной Европы эти цифры можно умножить на 2 (профи — ~230000–300000 руб./мес., новички — ~46000 руб./мес.), а для западной Европы и США — на 2,5 (профи — ~288000–375000 руб./мес., новички — ~58000 руб./мес.).»

Ну что проанализируем по-быстрому? Я буду считать очень приблизительно, чтобы выйти на основное — на порядок цен, окей?

Поехали.

Для начала скажу, что информация румына относится к 2013 г. Но если говорить о России, то в целом уровень её экономического развития сейчас сопоставим с 2013 г. (кризис в 2015–2017 гг., сейчас — подъём). Для порядка цен, который мы будем рассматривать, остальные детали несущественны.

Итак, самый объёмный копирайтинг — это написание статей в блог. Средний размер статьи блога — 15000 зн.б.пр. Написание одной качественной статьи занимает не менее недели. То есть это 4 статьи в месяц, что составляет 60000 зн.б.пр.

Так что, если в рублёвом эквиваленте румынский новичок может рассчитывать на 23000 руб. в месяц, его ставка составляет 380 руб./1000 зн.б.пр. Для профи же румынская ставка больше в 5 раз как минимум (см. выше; и человек ещё плачется: «Кризис!»).

Понятно, что информация только от одного источника недостаточная. Подстрахуюсь.

Возьмём в сторону удешевления. Ну, скажем, румын соврал нам аж в 2 раза! Тогда за начальную ставку для новичка можно принять 190 — чёрт с ним! — 200 руб./1000 зн.б.пр. (пусть румын «соврал» чуть меньше, чем в 2 раза). Соответственно, ставка профи — от 1000 руб./1000 зн.б.пр., а ставка для копирайтера среднего уровня — в районе 500–700 руб./1000 зн.б.пр.

Ещё раз: это даже в том случае, что румын нам нагло соврал и нарисовал цены в 2 выше реальных. А почему, собственно, мы должны обвинять румына во вранье? С какой стати? Ну так или иначе, соврал, не соврал, но цифры уже более-менее понятны.

И это мы с вами взяли ещё, по сути, самый дешёвый вид копирайтинга — блогинг (потому что самый объёмный и с низким ROI). Рекламные же тексты (например, на продающие лендинги), не говоря о нейминге, слоганах и продающих заголовках, — это гораздо более дорогой товар.

Поехали дальше. Смотрим простейшие макроэкономические показатели из любимой Википедии. То есть посмотрим, кто богаче, и, соответственно, у кого, какие можно ожидать расценки на копирайтинг, исходя из того, что сообщил нам румын (даже, если соврал в 2 раза).

Сделал табличку — специально для мобайл-просмотра.

ВВП

Выводы каждый может сделать для себя сам. Например, на какие объективные цены на российском рынке он вправе претендовать в соответствии со своей квалификацией и экономическим положением России (ещё раз смотрим табличку: Россия vs. Румыния).

Здесь я сказал «вправе претендовать». Но это, если бы уровень цен на копирайтинг действительно соответствовал экономическому положению страны.

На самом же деле это вообще не так. Налицо жёсткий демпинг.

Ставка многих рунетных копирайтеров не новичков не превышает 200 руб./1000 зн.б.пр. (по моим ощущением у большинства, но могу ошибаться, т.к. все свои цены, естественно, скрывают, и я сужу по косвенным признакам — по спросу и проч.). Очень многие вообще работают не выше 100 или даже 30–50 руб. за 1000 зн.б.пр. (биржи цветут и пахнут!). Те же, у кого 1000 руб./1000 зн.б.пр. — ну это прям гуры-гуры, хотя для той же Румынии, которая беднее России, такая ставка (в их эквиваленте) является средней или даже ниже средней для профи (будем всё-таки считать, что румын нам не врёт).

Так что все слова про типа отсталую экономику России и, соответственно, объективно очень низкий уровень цен на копирайтинг не выдерживают. Да, по сравнению с США, конечно, цены должны быть существенно более низкими. Но не такими, какие они есть сейчас. Это очевидно.

Я тут типа за справедливость? Да ладно! Ничего личного — никаких личных мнений, суждений и уж тем более барабана, флага и горна. Просто цифры. Мне самому было интересно их посмотреть. Ну и сделать выводы. Надо же хоть немного понимать ситуацию — хотя бы для самого себя.

Но, как сказал один из зарубежных экспертов, многие копирайтеры себя недооценивают. Возможно, способности многих стоят действительно значительно большего, чем те деньги, за которые они сейчас работают. Так что есть, над чем подумать.

--
Автор: Лаборыч — копирайтинг для вас
Дата: 09.10.2018

P.S. Статья, где эксперты разносят ставку в $25 за 750 слов (425 руб./1000 зн.б.пр.), и которая наделала столько шума,– здесь.

P.P.S. Чуть позже переведу и выложу материал с ценами от других зарубежных копирайтеров. Не стал уж здесь ими шокировать. Но, кому интересно и владеет английским, может взглянуть здесь. Полезно бывает посмотреть, что за пределами скорлупы.

Поделиться: