Заметка 2

Интернет-маркетинг: начало

Интернет-маркетинг, Лаборыч 2018 Свое знакомство с интернет-маркетингом я решил записать отдельной заметкой, поскольку именно оно, по сути, и дало старт всему, чем я занимаюсь сегодня. Хотя до моего окончательного решения уйти в эту сферу на тот момент было еще несколько лет.

В общем, с интернет-маркетингом я познакомился еще в офлайне — в компании, в которой работал сначала менеджером, а затем руководителем отдела экспорта. Собственно, в интернете-то я сидел уже почти с самого его появления в России, а именно, когда занимался наукой. Уже тогда я на полную освоил поиск в Сети всевозможной информации и работу с различными онлайн-сервисами, базами данных, средствами коммуникации и прочим, что появлялось в Вебе в конце 90-х — начале 2000-х.

Но как ученого меня в интернете интересовала только наука. И таким словам, как «интернет-маркетинг», «e-commerce» (фу, пакость-то какая ) доступ в поле моего зрения вообще был заказан (я же был ученый ). Да в то время (конец 90-х — самое начало 2000-х) и таких слов-то не было, по крайней мере в Рунете. Ну а в целом были уже вполне себе крутые сайты, порталы, поисковики, онлайн-словари, электронная почта, ICQ и проч. Что же касается науки, то она тогда уже по полной шагнула в интернет с очень мощными исследовательскими ресурсами, библиотеками, базами данных, онлайн-инструментарием и т.д. Я — вслед за ней, а все остальное в интернете, как сказано, было уже мимо меня. (А не, чатиться еще любил с иностранцами — узнавал мир и практиковал английский. Это еще до моего первого выезда за границу — в Германию.)

Но когда я стал работать в бизнесе (точнее, на компанию — это разные вещи), то интернет стал открываться для меня уже по-новому. Как сказано, мне пришлось работать в сфере экспорта, причем на дальнее зарубежье — США, страны Европы, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и др. Наше предприятие — бывший оборонный «ящик» — производило и поставляло на рынок довольно специфическую продукцию — лазеры и электронные устройства двойного назначения.

В общем, когда я стал входить во всю эту кухню, анализировать, как работают на рынке иностранные конкуренты, как они используют для этого интернет, как оно вообще работается в онлайн-среде рынка, — то быстро понял, что без всего этого — то есть без грамотного интернет-продвижения — в моей работе не обойтись. Да и не надо быть гением, чтобы понять, что с корзинкой лазеров и прочим экзотическим, чем я там торговал, за дальний бугор не наездишься. Надо, чтобы находили тебя, а найдя — увидели, что у тебя стоит покупать. Сейчас это называется входящий (inbound) маркетинг, на котором, собственно, и построено практически всё онлайн-продвижение. Но тогда до всего этого мне приходилось додумываться самому.

На тот момент у компании уже был довольно большой сайт, причем двуязычный (русско-английский). Помнится, мне его с гордостью представили. Технари понаписали там — чего только ни понаписали! А штатная переводчица добросовестно все это перевела, как её учили на инфаке местного пединститута. Но реально к маркетингу это имело мало отношения. Тем более к интернет-маркетингу, о котором там и слыхом не слыхивали. Что делать — старые советские кадры. Так что редких иностранных клиентов выцепляли на выставках, на которые тоже особо не наездишься, особенно за рубеж.

В общем, хотя для меня самого интернет-продвижение делом было новым, я быстро догнал, что по моему направлению — да и для компании в целом — надо развивать его. Учился у конкурентов: смотрел на их веб-ресурсы, позиционирование, представление продукции, рекламу, площадки размещения и проч. Кроме того, хотя, как я сказал, у компании уже был свой сайт и весьма пухлый, однако он напрочь отсутствовал в поиске. Информация же о конкурентах заполняла ТОПы Гугла. Собственно, это первое, что меня озадачило и обескуражило больше всего. Тогда-то я и услышал слово «SEO» и прочие слова — «контекстная реклама», «торговые площадки» и т.п. Услышал — и понял, что без всего этого никуда.

В общем, начал я с главного — организовал компании новый сайт. По техническим причинам старый в поиске было уже не поднять. Да и общий маркетинговый взгляд на него у меня со временем сильно изменился, — когда я уже был копенгаген в теме и видел ресурсы конкурентов. Но непростая, однако, оказалась задача — уломать руководство на новый сайт. Это было связано не только с дополнительными расходами и ломкой привычного, но и с устранением священной коровы — сисадмина, который являлся сыном какой-то шишки.

Но я — горячий финский парень! Да и в отделе у меня был был шустрый парнишка. Мой непосредственный начальник тоже проникся. Короче мы это дело двинули — новый сайт. И одновременно я осваивал общее онлайн-продвижение любимой продукции — контекстную рекламу, рекламу на специализированных площадках и проч. Все это и стало давать отдачу: поисковую видимость, посещаемость и читаемость сайта — и в итоге появление (совершенно неожиданно!) новых входящих запросов, клиентов и продаж. Руководство вызывало меня на ковер с вопросом «Как так?», ибо раньше подобных чудес не наблюдалось: клиенты вдруг сами из неоткуда — из каких-то новых стран — вдруг начали писать, звонить, да еще и покупать.

Короче, тогда я и сам уверовал в интернет-маркетинг, а также в собственную голову в этом деле. Никаких бизнес-школ и курсов я не проходил. До всего доходил собственными мозгами, исходя из задач, которые этим мозгам ставились. На дворе стоял 2006 год.

Ну а позже на фрилансе я все это дело уже стал осваивать дальше — SEO, веб-аналитику, дизайн, прочие диджитал-направления, среди которых, конечно, и копирайтинг. Однако к нему я пришел не сразу. А как пришел — об этом как раз в следующей заметке.

--
Лаборыч, 2018

Поделиться: