Заметка 3

Копирайтинг: начало

Копирайтинг: начало, Лаборыч 2018Как я уже отмечал в первой заметке, меня интересует весь интернет-маркетинг — все его направления. И даже больше: меня интересует маркетинг вообще, и я развиваю себя как маркетолога в целом. Но, как я также уже отмечал, одномоментно практиковать — а это значит зарабатывать на всем вообще маркетинге — нереально. По крайней мере для меня и по крайней мере сейчас.

Я не начальник маркетингового отдела и не маркетинговое агентство, чтобы объять всю эту область в своей работе. Широким маркетинговым консалтингом я пока также не считаю для себя возможным заниматься. Консультирую только в отдельных случаях или в рамках работы по проектам.

То есть на рынке я предлагаю свои персональные услуги и создаю свой персональный продукт, например контент. Объективно мои физические возможности как отдельного специалиста в этом плане ограничены. Поэтому, при сохранении общего интереса развиваться в маркетинге комплексно, на данном этапе я все же решил сконцентрироваться на чем-то одном. Это — копирайтинг.

Так что я не буду свистеть вам в уши про призвание копирайтера от рождения и прочее. Чушь все это. Мое самое первое и самое сильное призвание — большая любовь — вообще была фундаментальная наука. Я шел в неё осознанно. Очень много учился, работал, преодолевал трудности, достигал результатов и авторитета. Посвятил этому несколько лет. Но потом жизнь обернулась по-другому. Так бывает. Но я в целом не жалею. А точнее — стараюсь не жалеть, потому что жалею, конечно. Что врать-то себе? Но получилось, как получилось. В любом случае, я забираю с собой прошлый опыт (он очень ценен), живу в настоящем и иду в будущее.

И вообще-то случай мой неуникален — из одного в другое. Ранее я уже приводил в пример мэтров копирайтинга: кем только они ни были, прежде чем прийти в эту профессию. Шугерман был пилотом, радиоинженером, кем-то там еще… Это же можно сказать и о многих других копирайтерах. Нет таких университетов и факультетов, где специально учат копирайтингу. По крайней мере, на постсоветском пространстве.

Нет — есть, конечно, филфаки и даже целые литературные институты. Но это уже, так сказать, высокая наука о словесности. Ближе всех к копирайтингу, но тем не менее значительно выше него, наверное, стоит журналистика. Это в целом тоже прикладное письмо, если речь о текстах. И существует серьезное профильное образование по направлению журналистика. Но вот конкретно копирайтерскому ремеслу у нас не учат нигде. По крайней мере в официальной образовательной практике России и стран СНГ я таких примеров не знаю.

И, кстати, далеко не факт, что, например, филолог или журналист по определению сможет стать хорошим копирайтером (и наоборот). Дело в том, что копирайтинг — это нечто большее, чем знание тонкостей языка и даже умение складно писать. Мышление копирайтера — это прежде всего мышление маркетолога. И уже на эту основу накладывается умение писать. Об этом мы как раз будем говорить в одной из следующих заметок (здесь).

То есть копирайтинг — это такая смесь всего: маркетинга, писательства, а также жизненного и профессионального багажа. И в копирайтинг приходят, что назывется, по жизни — каждый своей дорогой. И нередко этому уже предшествует какая-то деятельность — иногда весьма разнообразная и продолжительная. Но есть и немало молодых или сравнительно молодых копирайтеров. Кто-то из них начинает с копирайтинга свой общий профессиональный путь в маркетинге, а кто-то просто пробует свои силы там-сям — в том числе и в копирайтинге.

Но вообще-то — если по чеснаку — то очень многие рунетные копирайтеры, особенно молодые, приходят в эту деятельность, изначально рассчитывая на относительно легкий заработок: писать буквы в интернет и получать за это деньги. Это уже потом выясняется, что дело это вообще ни разу не легкое. И, соответственно, со временем отношение к профессии у многих меняется в сторону ответственности, глубины и пахоты. Но изначально надежда часто, действительно, на легкие деньги в сочетании с комфортом и персональной свободой: ах, это сладкое слово фриланс! Только потом уже догоняешь — про «сладкое».

Что греха таить?  — подобные мысли, то есть «буквы в интернет», изначально двинули в копирайтинг и меня. Это потом уже отношение к делу кардинально поменялось, и об этом я как раз и буду говорить в следующих заметках. Но изначально желание было именно тупо халтурить письмом. Так что да — банальная прагматичность. Из всего, что я умел на данный момент, надо было выбирать, что я могу гарантированно предложить на рынке, эффективно сконцентрировать на этом усилия и зарабатывать. А последнее — это не только средства к существованию, это и возможность дальнейшего развития по другим направлениям.

Например, я думаю, следующей на очереди у меня работа с визуалкой — фото, видео и, возможно, анимацией. Я очень люблю рисовать на компьютере и делаю это достаточно неплохо. Профессионально работаю в Фотошопе, неплохо — в векторных редакторах и вместе с копирайтингом также предлагаю эти свои навыки в качестве услуг по созданию разнообразного текстово-графического контента. Некоторые работы можно посмотреть в портфолио, а также оценить данный сайт, который я создал и веду своими руками.

Но хочется взяться за графику, так сказать, по полной. Например, хочу сам заняться съемкой. Я очень тонко чувствую картинку, в том числе фото и видео. Гармония звуков также мне не чужда, и я немного работаю со звуком. Вот и хочу прикупить себе профессиональную аппаратуру, поставить хороший софт — короче, сделать студию на компе (и не одном) и создавать красивые вещи! Путешествовать, снимать… Потом монтировать, наполнять текстами, озвучкой… И не просто зарабатывать этим, а делиться с людьми чем-то интересным и красивым. Чтобы открыл человек интернет, увидел мои материалы, смотрел, — и ему было хорошо! И еще, может быть, полезно — тому, для кого материал, и тому, о ком материал. Есть такая мечта. Как же без мечты?

Другие диджитал-направления мне также интересны — в частности, аналитика. Очень её люблю. Видимо, сказывается научное прошлое.

Но это я отвлекся. А точнее не отвлекся. На самом деле это я о том, что мой широкий интерес сохраняется. Но для реализации интереса всегда требуются они — деньги. Их надо зарабатывать, чтобы удовлетворять интерес и обеспечивать собственный дальнейший рост, в том числе профессиональный. А иначе все это — прожекты.

Так что посмотрел я, чем могу более-менее уверенно зарабатывать, и остановил свой выбор на копирайтинге. Хотя остальные свои способности также не закрыл для клиентов. Но все же да — копирайтинг. Пусть основным моим направлением сейчас будет он, — решил я. Так ему было положено чисто прагматичное начало. Однако неожиданно для меня самого эта история вылилась в нечто совершенно большее. И об этом уже в следующих заметках.

--
Лаборыч, 2018

Поделиться: