Заметка 1

Копирайтер: путь

Крутизная крутая (вместо предисловия)

Раневская – мудрость для копирайтера

«Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа.»

Фаина Раневская

Сегалович – мудрость для копирайтера

«Я считаю себя необразованным. И это очень помогает в жизни, потому что всегда есть, куда стремиться. Ты всегда понимаешь, что есть люди, которые знают больше тебя. И это стимулирует изучать все новое и новое.»

Илья Сегалович (Яндекс)

Что тут еще добавить? Да нечего. После Раневской вообще добавлять бессмысленно, — она всё сказала. А слова Сегаловича в точности выражают и мое личное отношение к себе. Так что я вас обманул: крутизной здесь и не пхнет. Говоря по правде, меня от этого запаха тошнит. И о себе я могу сказать только то, что я стараюсь честно работать — над делом и над собой. Это, собственно, — главное о себе как о копирайтере и в целом специалисте.

К чему здесь это? Чтобы задать правильный тон.

Путь копирайтераНу а теперь подробнее.

Копирайтером я стал не сразу — далеко не сразу. И до этого по жизни мне приходилось заниматься разными вещами. Моя первая и самая сильная любовь — наука. Я был биологом-молекулярщиком. Занимался исследованиями в МГУ, за границей (Берлин — университет Гумбольдта) и т.д. Потом обстоятельства вынудили меня сменить род деятельности. Впоследствии работал в различных компаниях на должности менеджера и руководителя отдела продаж. Потом и по настоящее время — индивидуальная занятость.

Наука привила мне рациональное мышление. Отсюда у меня критичность, склонность к эксперименту, анализу данных и проч. Одновременно наука научила меня думать комплексно, поскольку я работал на хорошем международном уровне в актуальной теме на стыках дисциплин: молекулярная биология, генетика, биохимия и биофизика.

В этой сфере мне приходилось осваивать массу вещей, которым меня не учили в университете. Ну и что с того, что не учили? Если стоит задача исследовать объект и использовать для этого новые сложные знания и методы — будь любезен. Реальность и её требования гораздо шире того, чему тебя учат в ВУЗах. Так что твоя профессиональная ценность не в том, на кого учился и на ком женился, — а в том, как ты умеешь встречать новые задачи, решать их, учиться новому, работать над собой и над делом. Эти мысли и образ поведения — в работе и в жизни — я во многом вынес именно из научной деятельности.

К ним же относится и выраженная независимость мышления, которая также сформировалось у меня во многом, благодаря науке (хотя задатки были еще в школе). Это означает, что для меня, безусловно, существуют авторитеты. Но в моем сознании они должны пройти хорошую проверку, чтобы стать таковыми. Просто на громкие и уж тем более громко орущие имена я не реагирую. Но, даже внимательно прислушиваясь к мнению настоящих авторитетов, я всё равно формирую свое собственное мнение.

Наконец, наука в сочетании с воспитанием выработала во мне презрение к эгоизму, жадности, узколобию, самовлюбленности, местечковости, фейкам, ИБД (имитации бурной деятельности) и дешевому пиару (понтам). И от этого чувства я избавляться не хочу. Оно — отличная прививка от глупости и прочей дряни.

Работа в компаниях научила меня, собственно, бизнесу. Причем практика опять показала, что при наличии независимых, образованных и гибких мозгов вполне возможно осваивать совершенно новые для себя вещи. Когда я переехал из лаборатории в офис, все эти клиенты, коммерческие предложения, перевозки, прайсы, счета-фактуры, накладные и прочее были для меня совершенной китайской грамотой. Но хватило месяца, чтобы я уже вполне сносно разбирался в всём этом хозяйстве.

Трудился я в производственных компаниях, но в сфере продажах. Поэтому общий цикл — от производства товара до его продвижения и реализации на рынке — мне знаком на практике, включая бумажную бюрократию, логистику, терки с клиентами, регулирующими ведомствами и прочая. Работал я как в B2C-, так и в B2B-сегментах, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В последнем случае я занимался экспортом лазеров и другой электронной продукции в страны дальнего зарубежья: Европа, Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, США — более двадцати стран.

Тут всё, конечно, звучит впечатляюще: бизнес, экспорт, дальнее зарубежье… Действительно, формально — в буквах — это так. Но на практике дело порой обстояло отнюдь не столь пафосно. Бизнес основной компании, в которой я работал, мягко говоря, процветал не очень. В советские времена это было очень мощное высокотехнологичное оборонное предприятие («ящик»). Но затем — разруха 90-х, и в начале 2000-х компания уже как-то пыталась вписываться в рыночную экономику. Но получалось это с трудом. Руководство и кадры были старыми, бюрократия — высокой, а производственные мощности, обороты и зарплаты — низкими. И мой босс — мудрый человек уже в годах — как-то честно и с грустью признался: «Деньги у нас тут невелики, зато опыт для новых сотрудников огромный».

И это было так. Профессиональный, да и общий жизненный опыт я получил действительно очень большой. И говорю это с искренней благодарностью компании. В рамках работы у меня были постоянные участия в международных выставках, командировки за рубеж (Япония, Тайвань), насыщенные контакты с иностранными клиентами и т.д. Чего только не было! Все это колоссально наполнило мою жизненную и профессиональную копилку. Так что не только в сиюминутных деньгах дело. Если бы платили хорошие деньги, я был бы этому рад. А кто бы не был? Но деньги я бы уже давно потратил. А полученный опыт теперь со мной навсегда и продолжает на меня работать. И я еще раз говорю компании за него спасибо.

И отдельное спасибо говорю за то, что в компании мне предоставилась возможность впервые столкнуться с интернет-маркетингом и получить в нем самый первый и очень ценный опыт. Хотя спасибо я скорее должен сказать судьбе (а компания — мне), поскольку никакого интернет-маркетинга в компании отродясь не было, и все это дело я уже ставил там сам в связи, как говорится, с производственной необходимостью. То есть, исходя из специфики своей работы, анализа рынка, работы конкурентов и прочего, я самостоятельно начинал понимать, для чего в моем деле нужен интернет-маркетинг, и как он реализуется. Понимать — и осваивать, а также внедрять эту методологию в работу компании, начиная с организации для неё нового сайта. Подробнее об этом я делюсь в следующей заметке — «Интернет-маркетинг: начало».

Но жизнь двигалась дальше со всеми её перипетиями. Их было много и достаточно сильных и долгих. Однако, оставлю их за скобками. Короче, в итоге я ушел во фриланс. Натура у меня, как уже сказано, независимая, а потому я стал выбирать дело, которым смог бы рулить самостоятельно, а не по воле чужой прихоти и неконтролируемых обстоятельств. Больше свободы. Но и ответственности в сто раз больше. Ты сам творец своей удачи. Но и вся тяжесть неудач также на твоих плечах. Нет того дня, когда тебе гарантированно начислят ежемесячную зарплату. Так что у всего своя цена — в том числе и у фриланса.

В этом формате я некоторое время проработал переводчиком. Английский я выучил, еще занимаясь наукой. Позже значительно усилил его, работая в экспорте. Параллельно с переводами потихоньку стал дальше осваивать интернет-маркетинг — развивать задел, полученный при работе в компании. Стал более предметно изучать SEO, копирайтинг, графический дизайн, веб-аналитику и прочие диджитал-премудрости.

И я не прекращаю свое комплексное профессиональное развитие. Этому есть причины. Во-первых, мне интересен весь интернет-маркетинг — все его направления. А, во-вторых, для профессиональной работы даже по отдельному направлению по-любому требуется хорошая общая база. Необходимо понимать, как в принципе происходит продвижение в онлайне, и как в него грамотно вписывать то, что ты делаешь для конкретной компании по проекту — например тексты. Тот же копирайтинг тесно связан с графическим дизайном, SEO, SMM и проч. То же самое можно сказать и о дизайне, поисковой оптимизации и других направлениях онлайн-маркетинга: все они тесно переплетены друг с другом.

То есть маркетинг очень комплексен. Это касается как маркетинга вообще, так и его реализации в бизнесе отдельной компании. Поэтому-то — в силу собственного широкого интереса, а также в силу понимания этой комплексности — я изучаю интернет-маркетинг весь. И не только «интернет». Я стараюсь в принципе формироваться как маркетолог, то есть, не ограничиваясь только специфическими диджитал-направлениями и фишками. По крайней мере настолько, насколько мне это по силам и по времени.

Последнее важно — ограничение по времени. Охватить всё и сразу невозможно, особенно, учитывая решающее значение практики. Практика — цемент, скрепляющий кирпичи фундамента знаний. Она также дополняет этот фундамент новыми важными блоками, которые не нароешь в книгах и статьях. Практика дает драгоценный опыт. И, наконец, это — деньги. Ты должен что-то зарабатывать, а значит — практиковать. Причем профессионально, а не просто для себя.

Но практиковать одновременно весь маркетинг нереально. Это значит набрать, например, работы сразу по копирайтингу, дизайну, SEO, SMM, контекстной рекламе, аналитике и проч. Эдакий человек-оркестр. Пробовал — ничем хорошим не заканчивалось. Ты физически не можешь тащить все это одновременно, причем работая еще и на разных заказчиков, то есть по разным проектам. Да и, надо признать, кое-чему мне еще учиться и учиться. По отдельным направлениям маркетинга много гораздо более сильных спецов. И в собственных знаниях и навыках я реально вижу массу пробелов.

Но двигаться вперед надо — повышать квалификацию и, что важно, зарабатывать. И таким образом, опираясь на уже имеющуюся общую профессиональную базу и потихоньку совершенствуя её, сейчас я сфокусировался на одном направлении — копирайтинге. Почему именно на нем — об этом в отдельных заметках (тут, тут и тут).

А закругляя данную песню, хочу сказать, что как копирайтер и в целом маркетолог в своей работе я использую все накопленное целиком — весь свой профессиональный и жизненный опыт. И вообще-то я не отделяю одно от другого, ведь работа — это огромная часть жизни. Поэтому, по своему обыкновению, я всё обобщаю. И из своего багажа я не выбираю только приятные призы и награды. Я также достаю и использую свой отрицательный опыт, которого немало. В копирайтинге, да и в маркетинге вообще, все идет в дело. Тем эта профессия и хороша: она всеядна в отношении опыта и навыков, и чем их больше — самых разных — тем лучше.

Признанные маркетологи и копирайтеры — кем только они ни были в своей жизни! Как только их жизнь ни бросала! Многие из них сменили не по одной профессии — далеко не всегда «благородной» и часто далекой от их конечной деятельности. Например, блистательный копирайтер Джозеф Шугерман был пилотом, радиоинженером, фотографом, кем-то там еще... Многие работали посыльными, комивояжерами, рядовыми служащими. Щеки и губы не дули, а вкалывали, засучив рукава, — преодолевали препятствия, проходили через неудачи, зарабатывали и реализовывались, как могли. И каждый, став уже признанным мэтром, прежде всего благодарен жизни за полученный опыт. Ценит его, гордится им и использует в работе по полной.

Ну и в концовочке — пара наставлений от Шугермана из его знаменитого «Искусства создания рекламных посланий»:

Шугерман – мудрость для копирайтера

«Неутолимая жажда знаний и неиссякаемое любопытство к жизни, богатейший жизненный опыт и отсутствие боязни тяжелой работы — вот основные качества высококлассного копирайтера.»

«Очень важно на личном опыте испытать как можно больше и не бояться неудач. В жизни значение имеет не столько то, выиграл ли ты или проиграл, а то, в “игре” ты или нет. За чередой проигрышей, в конце концов, придет и выигрыш — что является лишь вопросом времени.»

Джозеф Шугерман

В общем, тут есть чему поучиться, что я и делаю. 

--
Лаборыч, 2018

Поделиться: